ДАМА С ГОРНОСТАЕМ И ПРЕКРАСНАЯ ФЕРРОНЬЕРА - ОДНО ЛИЦО?
Прекрасная Ферроньера, Леонардо да Винчи (или его ученики)
Мы уже бывали в гостях у Летиции Галлерани, фаворитки миланского герцога Людовико Моро, "дамы с горностаем". А теперь поговорим о портрете, история которого загадочным образом пересекается с "Дамой с горностаем".
"Прекрасная Ферроньера" хранится в Лувре. Авторство Леонардо не совсем бесспорно, однако химический анализ показал, что для этого портрета и для "Дамы с горностаем" были использованы куски дерева из одного ствола. Поэтому не вызывает сомнения, что картина была выполнена в мастерской Леонардо в годы его первого пребывания в Милане, при дворе Людовико Моро, то есть в 90-е годы XV в. Возможно картина была выполнена самим Леонардо. Или же она была начата одной рукой, а закончена другой? Исследователи не исключают совместного авторства Леонардо и одного из его учеников. Картина очень близка мастеру по манере и стилю, но справедливости ради надо признать, что этому портрету словно чего-то не хватает, как если бы художник захотел рассказать скорее о наряде и чертах лица своей модели, чем о ее душе. Взгляд женщины напряжен и даже насторожен, она смотрит на нас с некоторым вызовом. Она совсем другая, чем дама с горностаем... И все же...
Кто же изображен на портрете? Название, под которым известна картина, не помогает ответить на этот вопрос. Оно видимо намекает на фероньерку - украшение на лбу у женщины. Фероньерки были в моде при дворе Людовико Моро: шнурок или обруч вокруг головы, украшенный драгоценным камнем. Правда, во Франции, куда портрет попал после того как Милан был занят французами, название было истолковано по-другому. Ferronière по-французски это еще и жена или дочь скобянщика (так называли торговца скобяным товаром: замками, задвижками, крючками и т.д.). Так родилась легенда о жене некоего скобянщика (по другой версии адвоката по имени Феррон), которая якобы изменяла мужу с французским королем и была увековечена на портрете. По всей видимости у этих рассказов нет никакого исторического основания.
Судя по изысканному внешнему виду модели, она принадлежала к придворным кругам. По моде того времени на ней платье, рукава которого крепятся к корпусу шнурками, что позволяет менять их.
Кто же эта дама? Может быть, это жена Людовико Моро, Беатриче Д'Эсте? На дошедших до нас портретах Беатриче других авторов можно проследить некоторое сходство с Ферроньерой. К тому же Беатриче была дочерью герцога Феррары (название города созвучно названию картины)...
По более распространенной версии на портрете изображена не жена, а очередная фаворитка герцога, Лукреция Кривелли. Как и Чечилия Галлерани, Лукреция родила герцогу сына. Среди бумаг Леонардо были найдены стихи, принадлежащие видимо придворному поэту, в которых говорится о красоте Лукреции и утверждается, что она была запечатлена на полотне Леонардо. Таким образом известно, что Леонардо действительно изобразил Лукрецию. Но нет доказательств тому, что Лукреция это именно Ферроньера. Возможно она была изображена на каком-то другом полотне Леонардо.
Существует также версия о том, что Ферроньера - все та же дама с горностаем, Чечилия Галлерани. Та самая образованная и утонченная Чечилия, которая принимала в своем доме весь миланский свет. Известно, что и Леонардо с уважением относился к этой женщине и бывал у нее в гостях. Есть даже предположения о том, что Леонардо и даму с горностаем связывало и что-то большее, чем дружба. Но не будем слишком увлекаться фантазиями... А лучше сравним два портрета.
Дама с горностаем, Леонардо да Винчи
Может быть, Ферроньера это тоже Чечилия, которая здесь чуть старше, чем на портрете с горностаем? Чем-то две дамы безусловно похожи. Но взгляд... Взгляд у них разный. И все-таки...
Комментариев пока нет