В МИЛАНЕ ЕСТЬ УЛИЦА, НАЗВАННАЯ ИМЕНЕМ НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАВШЕГО ХУДОЖНИКА

via salaino

   В Милане есть улица, которая носит имя Андреа Салаино. Как принято в Италии, на табличке рядом с названием улицы поясняется, в честь кого она названа: pittore - художник. А теперь проедем в центр города, до площади Ла Скала. Здесь, напротив знаменитого театра, стоит памятник Леонардо в окружении учеников. Как гласит надпись на постаменте, один из учеников – Андреа Салаино. Казалось бы, все просто. Но ученика с таким именем у Леонардо не было...

 

   Зато у Леонардо был ученик, которого звали Джан Джакомо Капротти. Уж этот ученик существовал точно. Даже Вазари называет Капротти выдающимся художником. Джан Джакомо поступил в мастерскую Леонардо в возрасте десяти лет в качестве подмастерья. И на следующий же день у Леонардо исчезли отложенные для покупок деньги: новый ученик обокрал его. За непоседливый характер и буйный нрав Леонардо называл ученика Салаи, а иногда Салаино. Исследователи творчества Леонардо не сразу поняли, что речь идет о прозвище. Салаино, или Саладино, называют беса в одной из рыцарских повестей эпохи (по имени знаменитого Саладина, который так успешно противостоял крестоносцам). Можно сказать, что маэстро называл своего ученика бесенком, чертом.

   В течение долгого времени историки не сомневались, что у Леонардо был ученик по фамилии Салаино. Кто-то из исследователей предположил, что его звали Андреа, возможно встретив в источниках имя какого-то другого художника из окружения Леонардо. Так и появился Андреа Салаино и на памятнике, и в миланской топонимике. Лишь в начале XX в. исследователи поняли, что под прозвищем «Салаи» скрывается «неудобный» и самый любимый ученик Леонардо, которому не нашлось места ни на памятнике, ни в названиях городских улиц: Джан Джакомо Капротти.  

   Этого «бесенка», Леонардо изображал на очень многих рисунках и портретах, любуясь его женственной внешностью. Это конечно вызвало предположения о том, что между учеником и наставником существовали интимные отношения. Но с уверенностью можно утверждать лишь одно: Джан Джакомо безусловно был для учителя источником вдохновения.  

   Произведений, которые с точностью можно отнести к полотнам Капротти, очень мало. Его считают автором одной из версий Иоанна Крестителя (на полотне, которое приписывают Леонардо, Иоанн Креститель изображен на темном фоне, а на полотне Капротти при свете дня.) По-видимому, сам Джан Джакомо и запечатлен на этом полотне.

иоанн креститель, салаи   

Автором этого "Иоанна Крестителя" считается Джан Джакомо Капротти

 

иоанн креститель, леонардо

А это "Иоанн Креститель" Леонардо

   Капротти также считают автором портрета Монна Ванна (или «Обнаженной Джоконды»), на котором изображена мужеподобная женщина с улыбкой, не менее загадочной, чем улыбка Монны Лизы. Считается, что портрет был выполнен в соавторстве с Леонардо. Название картина получила в связи со сходством модели с Монной Лизой (в улыбке, позе). Vanna значит vanitosa, то есть "гордая, хвалящаяся, довольная собой". 

монна ванна  

"Монна Ванна", наиболее вероятным автором портрета считают Джан Джакомо Капротти

Комментарии

Комментариев пока нет